В Древнем Риме зеленый цвет символизировал Венеру и Природу, плодородие полей, симпатию и приспособляемость. А зеленый цвет одежды у мужчин означал женственность, изнеженность, противоестественные склонности и намеком на порок лишь потому, что считался исключительно женским цветом. Даже бытовало клеше “зеленоватые нравы”, то есть противоестественные, извращенные.
Христианство
В отличие от языческого цветового символизма христианский период ознаменовал смену акцентов, когда цвет окончательно перестают отождествлять с Богом или мистическими силами.
В Средневековье на первый план выдвигаются либо положительные, либо отрицательные значения. Зеленый цвет нес в себе земной посыл, означая жизнь, весну, цветение природы, юность и силы молодости. Он имел особое доминирующее положение в христианском искусстве.
Однако наряду с такой позитивной символикой, зеленый имел и отрицательную интерпретацию: коварство, искушение, дьявольский соблазн. Властителю тьмы приписывались глаза именно зеленого цвета.
Особо боялись колдунов и ведьм с зелеными глазами, преимущественно из-за того, что в народе ходило поверье – зеленые глаза – признак завистливости и жадности обладателя.
Один из первых христианских храмов – храм св. Софии в Константинополе – построен на столбах из зеленого мрамора, которые были вывезены византийскими строителями из храма Дианы в Эфесе.
И всем векам – пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов. (О. Мандельштам)
Ислам
Вот уж где цветовой символизм достигает своего апогея – в странах Ислама. Характеристика цвета несет на себе воздействие и учений Древнего Востока и мифологии Запада.
Однако самобытность исламистской символики цвета на лицо. Вследствие того, что данная религия запрещает какие-либо изображения людей и животных, цветовое значение рисунков, живописи и оформления чрезвычайно велико, цвет становится одним из самых выразительных средств.
Художественные представления мусульман о мироздании выражались в красочных и неповторимых узорах и орнаментах.
Зеленый цвет – священен, он самый почитаемый. Достаточно вспомнить зеленое знамя пророка. Зеленый цвет символизирует богатейшую природу, жизнь, отдых, оазис.
Камни зеленого цвета несут жизненную стойкость, благополучие, счастье и успех в делах. Именно украшения из зеленых камней наиболее популярны и востребованы у мусульман.
Мусульманский лирик Амир Хосров Дехлеви воспевает этот цвет в поэме “Восемь райских садов”:
Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.
И травы зелены, и тьма в лесах.
Зеленый цвет колеблется в глазах,
Зеленый цвет – наряд любого сада,
И для жасмина стебель – как награда.
Ренессанс
Отход от цветовой интерпретации происходит с началом первых буржуазных революций и капиталистических устоев в Западной Европе. Цвет постепенно теряет свои мистическое ассоциации. Отношение к цвету носит теперь скорее практический оттенок, символизм становится бытовым. Намечаются попытки связать цвет с физическими свойствами материи. Возникают категории теплых и холодных цветов.
Марсилио Фичино вводит понятие “идеи цвета”, согласно которому каждый из двенадцати основных на тот момент цветов символизирует ту или иную стихию или силу. Данная символика оказала влияние на ряд художников (например, Рафаэля), которые базировались на данных интерпретациях, добавляя глубинные смыслы при создании своих произведений.
Появилась сиволика цвета одежды (“цветовой код”), связь между цветами и температурными ощущениями, а также соотношение цвета и темперамента, где зеленый был олицетворением веселья и радости. Постепенно цвет “очеловечивается”, становясь символом не сверхъестественных понятий, а самого человека, его мыслей, чувств, стремлений и желаний.
ХХ век
К величайшему сожалению из нашей жизни постепенно уходят и мистическая символика, и культурный подтекст цвета и таинство расшифровки цветовых посланий. Одним словом цветовая символика стала архаикой. Принципиально новые смыслы появляются крайне редко. Однако некоторые изменения в интерпретации все же есть. Цветовую символику активно употребляют общественно-политические движения, в частности организации по защите природы и животных избирают доминирующим цветом своих логотипов и плакатов – зеленый. Многие страны выбрали зеленый цветом денежных купюр.
Зеленый ассоциируется с надежностью, безопасностью, законностью. Можно вспомнить зеленый цвет светофора, разрешающий движение. И хотя зеленый флаг на корабле в средние века был символом того, что судно терпит крушения, зеленый на флагах государств – признак обилия природных богатств и развитого сельского хозяйства. Зеленое кольцо в пяти кольцах Олимпийских игр символизирует Австралию.
В дизайне и цветотерапии зеленый отождествляют с мягкостью, добротой, природой, жизнью, гармонией, верой, экстравертностью, естественностью, солидностью, благополучием, последовательностью, но в то же время с эгоизмом, изоляцией, требовательностью и ипохондрией.